Вчера в мягком зале кинотеатра Мегаполис состоялась премьера уникального документального фильма-проекта «Квадро». Четыре новеллы о челябинских театрах – «Манекене», «Молодёжном», НХТ и Театре современного танца – созданные студентами известного кинорежиссёра и продюсера, преподавателя ВГИК Сергея Мирошниченко.
Задумывался фильм теми, кто имеет прямое отношение к Челябинску, но в процессе подготовки в команде появились люди, которые не были в нашем городе ни разу, и им предстояло познать его через выбранную тему – выбранный театр. Именно среди них оказался и уроженец Твери Алексей Юргайтис – автор новеллы «Бесы».
Основой своей новеллы Алексей выбрал трехчастный спектакль НХТ, идущий практически целый день, спектакль, с которого начиналась большая лаборатория Нового Художественного театра – «Бесы». Сценические опыты» по роману Ф. М. Достоевского.
Это было верным решением: помимо, собственно, философской и художественной ценности спектакля, именно на его примере яснее всего можно показать идейное и эстетическое направление театра, путь творчества и мысли его художественного руководителя – Евгения Гельфонда, многообразие и глубину актёрской работы.
В своём вступительном слове перед показом фильма Алексей Юргайтис признался, что работа над кино-новеллой и общение с режиссёром Е. Гельфондом стали для него серьёзной профессиональной школой. Театру тоже понравилось работать с Алексеем и его командой. После показа фильма Евгений Гельфонд в своём ответном слове процитировал фразу героев из фильма Кустурицы – «Это начало настоящей дружбы». Надеемся, что так и будет!
Часть «Бесы» оказалась насыщенной по содержанию и стильной по визуальному ряду. С Алексеем работали замечательные операторы, которые сделали «картинку» подлинно кинематографичной. Было много крупных планов, позволивших отразить различные этапы внутренней работы артистов над своими ролями: от репетиций (в том числе вокальных), до выхода на публику. А также наглядно показать преображение артиста в коротком отрезке времени, заданном форматом новеллы.
Вообще, показать столь многое в формате эскиза (практически короткого метра) внутри общей работы – тоже большое мастерство.
Мы благодарим Алексея за умную, стройную по мысли и красивую по форме киноисторию о нашем театре.
Надеемся, что фильм «Квадро» найдёт своего зрителя и вне профессиональной среды, а наша дружба с Алексеем Юргайтисом и Сергеем Мирошниченко продолжится, и, возможно, снова родится что-то интересное. В конце концов, кино и театр сейчас стремительно движутся по направлению друг к другу, что позволяет надеяться на рождение новых, доселе неизведанных форм их соединения.
