Апрель для Нового Художественного театра начался необычно: в самом начале месяца театр отправился сразу на два фестиваля! 3 апреля в Санкт-Петербурге показали спектакль «Егорушкины птицы», который успел стать некоей фестивальной визитной карточкой театра, а 5-го – зрители Омска увидели моноспектакль Александра Майера «Русский огонёк» по стихотворениям Николая Рубцова. Итак, начнём по порядку.
Название театра «Мимигранты» мало о чём говорит неискушённым театралам, однако этот удивительный клоун-мим-театр существует в Санкт-Петербурге много лет и в 2024 году уже в юбилейный XX (!) раз проводит ни на что не похожий «Смешной фестиваль», основу которого составляют спектакли, шоу-программы, театрализованные шествия, прежде всего связанные с карнавальной многогранной смеховой стихией. И всё же, устроители фестиваля во главе с его художественным руководителем Александром Плющом (главным режиссёром театра «Мимигранты») прекрасно понимают, что и сам по себе смех бывает разным, и если бы он не шёл рука об руку с грустным и серьёзным, не получилось бы полноты бытия и полноты искусства. Поэтому бурное веселье «Смешного фестиваля» отеняют глубокие и вовсе несмешные драматические и пантомимические спектакли из разных городов и стран мира. Именно в такую «серьёзную» программу «Смешного фестиваля» попали и «Егорушкины птицы» НХТ в постановке Евгения Гельфонда. Напомним, что этот спектакль создан по рассказу Леонида Леонова «Гибель Егорушки» и представляет собой дуэт двух северных «птиц» – ведущих актрис театра Натальи Шолоховой и Ксении Бойко.
Имея довольно счастливую фестивальную судьбу и даже Гран-при фестиваля «Театральный ковчег» в Сергиевом-Посаде, команда спектакля отправлялась в Питер с неким внутренним вопросом: как воспримется эта совершенно особенная по своей теме и её сценическому выражению работа в рамках фестиваля, где всё-таки главным является смеховое начало. Выступление третьего апреля на миниатюрной, но очень атмосферной сцене театра «Мимигранты» развеяло все сомнения – зрители восприняли спектакль на «ура». Нескончаемые овации и крики «браво», а потом отзывы благодарных зрителей доказали – Питер принял НХТ!
Это был дебют театра в северной столице, и он удался!
«Смешной фестиваль» неконкурсный. В нём нет жюри и нет обсуждений спектаклей. Главное действующее лицо – зритель, который своим приятием или неприятием скажет всё. С одной стороны – это снимает напряжённость соревнования, с другой стороны – даже повышает ответственность. Организаторы фестиваля учредили диплом единого образца – все участники получили Гран-при! Потому что фестиваль шутейный, потому что все, кто носит великое звание Шута – уже достойны Гран-при, потому что… Впрочем, каждый может множить эти «потому что», исходя из собственной фантазии. Главное победить публику, что и получилось у НХТ.
На спектакль пришла известный петербургский театральный критик Татьяна Ткач. После показа, она подошла к артистам и сказала, что «Егорушкины птицы» стали для неё подарком, что за последнее время она мало видела подобных по своей цельности работ. А ещё специально на спектакль прилетели из Москвы магистрант ГИТИСА Елизавета Боровикова и студентка ГИТИС Валерия Буслаева. Валерия и Елизавета были на спектаклях НХТ в Москве и специально отправились в Питер, чтобы посмотреть челябинский спектакль.
Петербургский театральный режиссёр Искандер Сакаев написал в своём отзыве «Посмотрел спектакль «Егорушкины птицы» Нового Художественного Театра . Думаю, режиссёр Евгений Гельфонд – это явление уникальное, как и его режиссерский язык – это абсолютный выход за границы привычного мне театра, а актеры его это Творцы и демиурги». Когда один профессионал признаёт другого – это уже дороже многих и многих дипломов и наград. «Смешной фестиваль» это знает.
Не успела одна часть коллектива прилететь из Санкт-Петербурга, как другая уже садилась в поезд, чтобы через сутки оказаться в старинном сибирском городе Омске на прекрасном фестивале моноспектаклей «ЧАТ», который проводит Омский Лицейский театр.
В этом году Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ» проводился уже в шестой раз. В позапрошлом году Александр Майер возил на него ещё одну свою моноработу «О верю, верю, счастье есть!», посвящённую жизни и творчеству Сергея Есенина. Тогда и участие ведущего артиста НХТ, и сам фестиваль оставили взаимно-тёплые чувства, которые в 2024-м только окрепли и утвердились.
Спектакль «Русский огонёк», судя по отзывам прессы и зрителей стал действительно «огоньком» свечи русской поэзии, русской души, дорогой к Дому в высоком смысле этого слова. Много замечательного было сказано на обсуждении спектакля членами жюри фестиваля – Ириной Москаленко (Москва), Еленой Поповой (Уфа), Сергеем Денисенко (Омск). Сергей Денисенко, следуя своей давней традиции отражать свои впечатления от просмотренных спектаклей ЧАТа в стихах, написал проникновенные строки:
Не в настроении грустном, -
просто как посох в руке…
Да, на «рубцовском», на русском
был я вчера огоньке –
словно в любимой обители…
Где я? Понять не могу!..
Тихо в слезах шепчут зрители:
- Это – на ТОМ берегу.
Эти стихи говорят об ощущении от спектакля больше, нежели целые абзацы разборов.
Фестиваль неожиданно подарил А. Майеру встречу с женщиной, ещё маленькой девочкой знавшей поэта Н. Рубцова. Сейчас она имеет отношение к проведению Рубцовского фестиваля в деревне Никола (Вологодская область), где провёл детство поэт. Александр Майер получил приглашение приехать на этот фестиваль.
ЧАТ» предполагает обсуждения, но тоже не предполагает конкурса в привычном понимании: каждому спектаклю присваивается индивидуальный диплом, отражающий суть постановки. Спектакль «Русский огонёк» был удостоен диплома «За творческую самоотдачу и лирическую проникновенность». Это была одна из самых сильных и искренних формулировок.
Вся команда спектакля – актёр Александр Майер, режиссёр-постановщик Евгений Гельфонд, художник Елена Гаева, композитор Владимир Чернев – получила высокую оценку жюри и потрясающий приём у омских зрителей.
Спектакль «Русский огонёк», удачно начав свой фестивальный путь с челябинского конкурса актёрских работ им. В. И. Милосердова (диплом за лучшую мужскую роль и специальный приз за сценографию), продолжает важную и значимую для театра фестивальную стезю. Именно фестивали дают возможность преодолеть географические границы и встретиться со зрителями, у которых иной жизненный, культурный и театральный опыт – потому что каждый регион, каждый город имеет своё неповторимое лицо. И такая встреча – основная и самая желанная награда!