От Софокла до Вампилова, от гуслей и игрового пения до мюзикла а ля шестидесятые, от трагедии до комедии — на фестивале «Человек театра» не раздают призы, а просто смотрят хорошие спектакли со всей страны и не только. В этом году в программе были 13 работ. Билетов не достать! Но «Челгиду» удалось побывать на пяти постановках — и они того стоили.
«Деушки, жонки да бабушки» (12+)
Спектакль «Деушки, жонки да баушки» |Фото:Челгид
Первым спектаклем в программе фестиваля стал «Деушки, жонки да баушки», посвященный жизни Русского севера и его женщин, их судьбе — от девичества до старости. Уникальный проект Сергея Старостина и Татьяны Бондаренко (Москва).
Постановка представляет собой синтез читки, художественного слова, игры на гуслях, бубне, дудках и игрового пения. В основе — сказки и рассказы Бориса Шергина («Зеркальце», «Митина любовь»), Степана Писахова («Перепилиха»), записи этнографических экспедиций Ксении Гемп. О чем они? Конечно, в большей степени о любви. К мужчине, к детям, к жизни! О невзгодах, о грусти, о смерти — тоже.
— У меня есть семейные корни с нашего Русского севера, про которые я узнала, когда мы уже взялись за эту работу, — рассказывает Татьяна Бондаренко. — И в процессе работы над текстами я вдруг стала слышать этот северный говор в себе, в своей речи, буквально изнутри! И это было очень кстати, поскольку если рассказывать шергинские произведения обычным московским говором — получается скучно, они выглядят очень пресно, теряют часть обаяния. А с говором история расцветает!
Пение Сергея Старостина под аккомпанемент гуслей, дудок, бубна поразило зал — эти музыкальные фрагменты были отдельными маленькими спектаклями.
— Народные певцы, деревенские, всегда использовали максимум возможностей, которые дает голос, — говорит артист. — Они играли голосом. Песню не поют, песню играют!
«Сердце не камень» (16+)
Спектакль «Сердце не камень» |Фото:Марат Муллыев, ИА «Первое областное»
Спектакль организатора фестиваля — Нового художественного театра. Нежная мелодрама с надеждой на лучшее, оптимистическая комедия по прекрасной пьесе Александра Островского.
В богатом купеческом доме живет немолодой, но вполне еще бодрый любитель покутить, хозяин Потап Потапыч Каркунов — вместе с еще молодой, чуть за 30 лет, сердечной, доброй, жалостливой женой Верой Филипповной. Детей у них нет, и всю нежность Вера Филипповна изливает на обездоленных и неимущих. И тут появляется Ераст — приказчик Каркуновых, молодой амбициозный мужчина, знающий толк в охмурении женщин.
Декораций минимум — деревянные помосты, напоминающие купеческий дом с подворьями, временами превращающиеся в монастырские окрестности. Вся ответственность за то, чтобы действие двигалось в нужном темпе, несут артисты. Иногда филигранно прописанные диалоги перемежаются музыкальными вставками — играет веселый оркестр, словно донося до нас шум окраин старой Москвы. А глобально ничего с тех пор и не поменялось, так ведь? Мужья ездят по клубам, дома их ждут верные жены, неверные жены тоже находят чем заняться, и все это — под веселую музыку... Так проходит жизнь. Но, к счастью, ее почти всегда можно изменить.
«Куйгорож» (12+)
Мистическая красивая сказка от Мордовского национального театра (Саранск).
Куйгорож — человекообразное существо, выведенное человеком из яйца черной птицы. Оно практически всесильно, и у него только одна ахиллесова пята: Куйгорож должен быть всегда занят делом, иначе он может уничтожить своего хозяина. Однако хозяина он не любит — просто привязан к нему темной силой. И вот такого «сыночка» ведьма Сюмерьге «подарила» своему старику по имени Пята... Далее в существо влюбится юная сиротка Уняжа, самый близкий старику человек...
Постановщики и артисты великолепно работают как с содержанием, так и с формой — спектакль буквально ослепляет костюмами, декорациями, а также совершенно уникальной магической атмосферой. Это настоящий театр в театре — пространство, где люди, сущности, чувства смешиваются в какой-то уникальный коктейль. При этом основной месседж спектакля считывается очень просто: всесилие не бесконечно, а счастливыми нас делают не оно и не деньги, а любовь к ближнему.
«Затейник» (16+)
Постановка Новосибирского городского драматического театра по пьесе знаменитого драматурга Виктора Розова. Время действия — закат хрущевской оттепели.
Чиновник Валентин и массовик-затейник когда-то любили одну женщину Галину. Спустя годы их сводит случайная встреча. Галина, как выясняется, любила Сергея и собиралась за него замуж, но из-за вмешательства человека, облеченного властью, и в страхе за мужчину уговорила его бежать. А сама вышла замуж за Валентина... Однако выйти замуж — совсем не значит полюбить.
Спектакль сделан без переноса в неопределенно-современную реальность — все в нем говорит именно о тех годах. Эхо репрессий, страх, неизбежно живший в каждом человеке даже в годы оттепели, — все это читаемо и осязаемо. При этом постановка абсолютно современна, ведь в противостоянии «страх — любовь» если что и меняется, так чисто косметически.
«Прощание в июне» (12+)
Еще одна жемчужина советской драматургии — пьеса Александра Вампилова в постановке театра для детей и молодежи «Мастерская» (Самара).
Студент Николай Колесов влюбляется в Таню, по совпадению — дочку ректора. Влюбленность проходит на фоне неудачной студенческой свадьбы, на которой Колесов закатывает небольшой скандал, и исправительных работ, на которые он впоследствии попадает. Николаю грозит ни много ни мало отчисление. Отец Тани Владимир Репников крайне не одобряет симпатии дочери и предлагает студенту не самую красивую сделку...