Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Новый Художественный театр, город Челябинск, проспект Ленина, 19

В Нур-Султане

18.06.2019

НХТ в Нур-Султане

16 июня в столице Казахстана Нур-Султане завершился VII Международный театральный фестиваль «Самгау», приуроченный к празднованию Дня столицы Республики Казахстан. Новый Художественный театр представил на фестивале премьеру нынешнего сезона – спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина, автора знаменитой по фильму В. Меньшова пьесы «Любовь и голуби».

«Самгау» по-казахски означает – «полёт». Недаром приз фестиваля – большая статуэтка раскинувшей крылья и стремящейся ввысь птицы. Вообще, тема вольного степного полёта большой птицы то и дело встречается в Нур-Султане. Например, при входе в государственный музей, посетителей встречает удивительное шоу – летящая золотая птица, демонстрирующая из-под своих волшебных крыльев красоты страны. Для Нового Художественного театра этот «птичий» образ стал своеобразным добрым предзнаменованием: НХТ тоже осенён полётом театральной птицы в логотипе театра, чьи крылья – ладони, раскрытые в аплодисментах.

«Самгау» был гостеприимен и по-настоящему интересен, ведь НХТ пришлось соревноваться с театрами почти со всего Казахстана, а также из Киргизии, Литвы, Узбекистана. Из России были приглашены только два театра – челябинский Новый Художественный и прославленный театр из Перми «У Моста».  

День выступления выдался жарким и публика, до отказа заполнившая зал академического музыкально-драматического театра им. К. Куанышбаева, в котором предстояло сыграть драматическую историю из жизни уральской деревни военного и послевоенного времени, с напряжённым ожиданием рассматривала реалистические и дышащие подлинной жизнью декорации Сергея Александрова. Спектакль начался, и сразу стало понятно, насколько мы – русские и казахи – ментально близки, что общая история и боль потерь в Великой Отечественной навсегда породнили нас. Зрители воспринимали историю, рассказанную Гуркиным и сыгранную артистами НХТ так, будто всё, что показано на сцене, было прожито каждым из них. Особенно трогательной была реакция зрителей пожилого возраста: было ощущение, что они через себя, какие-то собственные воспоминания шли ко всему трагичному и смешному, о чём написал драматург, и что сумели искренне передать молодые артисты.    

В антракте мы были потрясены, услышав, как юноша и девушка в разных концах фойе напевали главную музыкальную тему спектакля – песню «Разлилася речка быстрая…», добавляя в мелодию казахские национальные интонации.

После спектакля зал устроил овацию, артистов долго не отпускали со сцены. Аплодисменты смолкли только тогда, когда член жюри фестиваля Еркин Жуасбек вручал диплом и статуэтку режиссёру спектакля Евгению Гельфонду и на сцену выносили огромную корзину невероятно красивых алых роз – подарок от Акима Нур-Султана.

После спектакля довелось подслушать следующие фразы в разговоре нескольких зрительниц, которые никак не хотели уходить, долго стоя в фойе перед залом: «Насколько это хорошо- даже нет слов! Какой театр! Какие артисты! Просто потрясение!»

Так как фестиваль не наградной и номинаций не предусмотрено, главное на нём – это общение с критиками по поводу спектакля.

Перед обсуждением спектакля член жюри фестиваля Талгат Теменов сказал, что при таком удачном выступлении челябинцев обсуждение, скорее, будет не обсуждением, а просто собранием впечатлений.

Впечатления были для НХТ весьма лестными.

Еркин Жуасбек (профессор, театровед, драматург, художественный руководитель Казахского Государственного академического театра для детей и юношества им. Г. Мусрепова, Алматы) говорил о том, что тема, затронутая спектаклем, очень волнует казахов, потому что рана, оставленная Великой Отечественной войной, продолжает болеть. Что постепенное вхождение в спектакль, его неторопливый ритм и грамотное, точное существование артистов в реалистической декорации, заданной художником, помогло окунуться в историю полностью. «Я был захвачен вами. Вы показали по-настоящему, как нужно жить на сцене. Без пафоса, без надрыва, честно. Я тоже вместе с вами жил. Я плакал. Я боролся вместе с героями. Вот, наверное, это и есть успех!», - подытожил критик.

Талгат Теменов (профессор, драматург, режиссёр театра и кино, художественный руководитель театра им. К. Куанышбаева, Народный артист Казахстана, Нур-Султан) отметил родство того художественного мира, который несёт НХТ через таких авторов как Гуркин, с лучшими образцами русской прозы – произведениями Шукшина, Шолохова, Астафьева, Распутина, Вампилова. «Ювелирная актёрская игра, ансамбль, душа человеческая всё одухотворяют. Крик уже надоел, нужна душа. Искусством можно заниматься только душой. Это и есть русская душа», - подвёл итог своему выступлению Т. Теменов

Анар Еркебай (театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, Алматы) сказала о подлинности, жизненности спектакля, его вещной, осязаемой правде. «Мне понравилось, что сохранена связь с фольклором – деревянные двери и пол, гусли, песня, живая связь с народной традицией, связь с корнями. Много очень тонких, красивых моментов: образ Беглого с его игрой на пиле и судьбой, когда он из заключённого превращается в солдата; когда мы видим сначала пряжу, а потом уже сразу носки – мы понимаем, что прошло время; когда Соня садится к мужу в лодку и они уплывают, понятно, что это уход из жизни… Побольше бы таких спектаклей».

Нина Шалимова (доктор искусствоведения, профессор ГИТИСа, историк театра, Москва) ещё до обсуждения сказала о том, что зритель принимал спектакль просто «волшебно», и в своём высказывании о спектакле выразила свою радость по поводу того, что любое разделение публики на некую «элитарную» и «простую» - не больше, чем измышления культурологов. «То, как принимал зал эту живую, честную, непосредственную, импровизационную игру, вызвало у меня восторг. Взыскательный зритель в зале, а казахский зритель очень взыскателен, растворился в этом душевном приятии той человеческой судьбы и судьбы народа, которая разворачивалась перед нами в трёхчасовом действе. И я в очередной раз убедилась, что все разговоры о разделении театра на массовый и элитарный, это пошлое враньё. Зал заполнила казахская интеллигенция и показала, что все разделения существуют только в умах культурологов и теоретиков, а просто есть театр для людей и про людей. И это театр для народа».

Подводя итог обсуждению, Талгат Теменов выразил надежду на то, что на следующем фестивале встреча НХТ и казахского зрителя обязательно снова случится.

Театр обрёл новых друзей, новых благодарных зрителей, поэтому, несмотря на формат фестиваля, не предполагающий раздачу номинаций, коллектив ощутил себя победителем. Победителем в главном – НХТ сумел честно и искренне поговорить со зрителем, и зритель принял и понял этот разговор. Что может быть лучше для театра?