Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Новый Художественный театр, город Челябинск, проспект Ленина, 19

НХТ совместно с ЮУрГУ устроил лабораторию театральной критики

25.03.2019

Новый художественный театр и кафедра русского языка и литературы ЮУрГУ организовали лабораторию театральной критики: полилог между актерами, студентами и преподавателями. Его “ядром” стали просмотр и обсуждение спектакля по рассказу А.П. Чехова “Скрипка Ротшильда” (реж. Игорь Бармасов).

После показа участники спектакля вышли к зрителям для открытого разговора.

В первую очередь участники лаборатории поблагодарили артистов за тонкое и точное исполнение, за бережное и в то же время новаторское отношение к классике, за удивительное для драматических артистов владение музыкальными инструментами и талантливую сыгранность (во всех смыслах). Студенты и преподаватели не только поделились впечатлениями, мнениями и оценками, но и засыпали коллектив НХТ вопросами, а в ответ получили живой отклик — по-настоящему заинтересованные, эмоциональные и вовлеченные ответы. Чувствовалось, насколько трепетно актеры относятся к материалу и тому, что делают, насколько соотносят это со своим мировоззрением и проживают (и речь здесь не о действе на сцене, хотя и о нем тоже, а о внутренней работе над важнейшими смыслами далеко за его пределами).

— Благодаря лаборатории появилась возможность напрямую пообщаться с актёрами и создателями спектакля, поделиться своими впечатлениями и эмоциями, задать вопросы, вместе обсудить интересные моменты. Важно то, что во время обсуждения возникает живое общение между зрителями и актёрами, происходит обмен эмоциями, между нами стираются границы, и ты становишься участником этого театрального процесса, — делится впечатлениями студентка ЮУрГУ Валерия Кобылина.

Зрители узнали об истории создания спектакля, о “тернистом пути” к Чехову, услышали забавные истории из жизни НХТ и поняли некоторые принципы театральной “кухни”, например, в чем заключается работа завлита, как формируется репертуар и составляется фестивальная программа. Конечно, подискутировали и об идейной составляющей литературной первоосновы постановки, ее отдельных эпизодов и режиссерских решений. Благодаря спектаклю и коллективному размышлению, каждый будто отряхнулся от суеты и “унес домой на обдумывание” вопрос о смысле жизни — это, пожалуй, самое ценное.

Мероприятие получилось многоформатным: здесь и собственно спектакль, и обсуждение, и выступления приглашенных экспертов (Елены Александровны Селютиной, к. фил. наук ЧГИК; Натальи Львовны Зыховской, д. фил. наук, профессора ЮУрГУ), и своеобразная “пресс-конференция” с труппой (хотя непринужденное и теплое общение вряд ли можно назвать так прохладно-официально). Однако разговор в театре

невозможен без разговора о театре — в широком смысле, как культурного явления. Поэтому в пролог внедрили еще один формат — сценические опыты (не путать с “Бесами”!).

Опыты — потому что студенты ЮУрГУ, перевоплотившись в лаборантов, погрузили всех присутствующих в пространство лаборатории (театрально-химической) и действительно “нахимичили”. В привычной таблице Менделеева появились новые элементы, как Актерий, Талантий, Прогонум и так далее, а в конце эксперимента провели эффектную химическую реакцию, не умозрительную, а “всамделишную”: с бурлением загадочного фиолетового вещества в колбе, символизирующего эликсир молодости театра. Включили в мини-представление и формат интерактивной игры: зрители сами попробовали трансформировать реквизит и за пару минут придумали более десяти “амплуа” для обычной газеты. И все это для того, чтобы разобраться в особенностях современного театра. Подытожили разговор эксперты, которые рассказали, как в наше время на сцене интерпретируется классика, как меняется актер и зритель и какие ультрасовременные формы обретает театр. Обнаружили, что вполне адекватными становятся модели театров без режиссера, без актеров, без действия — своего рода отсутствие театра как такового!.. Но пока для нас дорог и любим театр по-хорошему “классический”, с ковриком и актером, но при этом экспериментальный, смелый, ищущий, необычный.

Лирический постскриптум: вообще, в НХТ необычно все: кошка, которая выходит на сцену во время спектакля доигрывать, если действие начинает немного провисать, актеры, которые после представления вылавливают за кулисами своих коллег, клянутся им в вечной дружбе и просят помочь с читкой пьесы, которая очень понравилась… Уже несколько спектаклей так и родилось из «да просто почитаем» и «Скрипка Ротшильда», кстати, — один из них.

Практический постскриптум: лаборатория театральной критики — одно из мероприятий в рамках международной филологической ассамблеи (ЮУрГУ) и в то же время первый опыт для начинающих критиков-студентов. Прежде команда участвовала в международном фестивале малых театральных форм “CHELоВЕК театра”, организованном НХТ, а теперь начнет практические занятия по освоению профессии театрального критика.

Елена Плишкина, Александра Козлова