Вчера состоялось подведение итогов XIV Международного театрального фестиваля «Голоса истории», состоявшегося в Вологде. Спектакль Нового Художественного театра «К тебе, Земля обетованная» (режиссёр Евгений Гельфонд) был удостоен высшей награды фестиваля, получив диплом лауреата в номинации "Спектакли в традиционных театральных помещениях, отображающие исторические события и исторических персонажей". (Наряду с НХТ высший приз фестиваля в той же номинации получил театр «Мастерская Григория Козлова» из Санкт-Петербурга и главный приз в номинации за спектакль под открытым небом получил Пермский театр «У Моста» и его художественный руководитель Сергей Федотов за постановку «Макбет»). Также артисты Александр Майер и Ксения Бойко стали обладателями специального диплома фестиваля «За сценический дуэт»
Это большая радость завершить текущий предъюбилейный сезон на такой блестящей высокой ноте! Спасибо Вологде, спасибо замечательному профессиональному жюри фестиваля, спасибо творческой группе НХТ, покорившей очередную вершину.
Некоторые выдержки из обсуждения спектакля во время фестиваля.
Елена Покорская – эксперт Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» (Москва): «Это редко, когда спектакль остаётся с тобой после того, как он закончился и заставляет думать о вещах неожиданных и сложных… Нам объяснили, что фестиваль «Голоса истории» предполагает историческую тему в спектаклях, понимаемую в широком смысле. Мне подумалось, что именно такого рода спектакли, как ваш наверное, точнее всего отвечают назначению этого фестиваля, хотя формально имеется в виду совершенно другое: костюмы и т.д. А если мы говорим о том, что собственно приносит нам опыт нашего прошлого, что и является «голосами истории», это необязательно голоса великих фигур, те, что остаются в книжках по истории, а это негромкие голоса людей, которых, может быть, и не останется на страницах исторической печати. Но это есть тот опыт: человеческий, исторический, нравственный, который мы, собственно, и должны из истории выносить. (…)Ваш спектакль говорит о корнях, о вере, о поиске надежды, о том, о чём мы не думаем каждый день, но что составляет основу нашей жизни. Графический образ белого чемодана становится структурирующей темой спектакля: вечные изгнанники, но чемоданы не истёртые, а белые – цвет надежды. Многоголосие хора – это тоже не только музыкальная составляющая, дающая ритм, движение, но и абсолютно смыслообразующая тема. Очень легко, чисто, музыкально и очень богато смыслом то, что вначале отдельные человеческие судьбы и драмы, которые вы играете прекрасно, каждый по-своему, такими тонкими мазками, постепенно сливаются в хор. Разные человеческие судьбы – разные голоса истории. Это замечательная драгоценная вещь!»
Татьяна Ткач – театральный критик, автор таких изданий, как «Театральные ведомости», «Театральный Петербург», «Театральная жизнь», «Театрал», «Петербургский театральный журнал» (Санкт-Петербург):
«Всё начинается с фактов, на которых нет никакого педалирования – просто констатация житейских трудностей. Это великое качество – данность жизненных испытаний… Дело ведь не в стоматологическом кресле, которое нужно вернуть, а дело в дыме Освенцима. Вы об этом говорите, но никак на этом не спекулируете. Речь не об одной еврейской нации (есть ведь и цыгане, и русские, те же немцы, пострадавшие именно потому что немцы и т.д.) Я всегда боюсь спекуляций, потому что это самый лёгкий способ достучаться до зрителя – вызвать жалость, и я боялась, что это будет в вашем спектакле. Какое счастье, что здесь этого не было, а речь шла о человеке, о поиске веры, неверии в моменте рассуждения о бытовой жизни, как будто в лёгком разговоре «шерочки с машерочкой». Это восторг, потому что я полюбила людей без умиления, был тонкий юмор, я толкала соседку и говорила про актёра, сидящего и молчащего на сцене, «смотрите как он смотрит!». Он ведь не изображает, что «смотрит», а следит совершенно реально за происходящим процессом. Попробуй так помолчать на сцене! Здесь это не просто удаётся, а становится содержательным фактом…»